Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
Мы предлагаем материал для 4 малых исследовательских групп. Вы можете комбинировать задания на ваше усмотрение. Место проведения исследования каждой группой должно быть определено заранее.
Когда вы приедете на речку, начните с наблюдения за движением рыб. Попросите детей сесть недалеко от берега и некоторое время в тишине наблюдать за ходом рыбы. Дети должны получить эмоциональное наслаждение от увиденного.
Переместитесь дальше от берега, чтобы не пугать рыбу. Пусть каждая группа выберет для себя укромное место, и попросите ребят поделиться впечатлениями. Что их поразило?
После этого разделитесь на группы, раздайте детям задания для проведения малого исследования о состоянии данной реки. С каждой группой должен быть волонтер, который объяснит правила работы, заполнения бланков, ответит на вопросы детей и будет следить за безопасностью во время исследования.
В зависимости от целей группы и наличия времени, каждая группа может поочередно выполнить все исследования.
Этап 2. Анализ качества воды в реке
Лососёвая речка помогла сформировать регион, по которому она протекает, но и она в свою очередь меняется под воздействием этого региона и его обитателей. Предлагаемые параметры качества вод для тестирования включают: температуру, pH, мутность, растворенный кислород.
Порядок работы:
Выберите несколько участков реки, различающихся по условиям: перекат, плес, заводь, где вы будете брать пробы. По ходу выполнения работы заполняйте лист данных (Приложение 57) на каждый участок.
1. Отметьте погодные условия и уровень водотока (высокий, средний или низкий).
2. Сделайте описание участка: скорость течения, характер грунта (если вода достаточно прозрачная), наличие растительности или степень обрастания камней. Эти данные в дальнейшем помогут объяснить другие характеристики, как например содержание кислорода и кислотность.
Чтобы измерить скорость течения, выберите участок реки, протяженностью 10 м, натяните веревку. Пустите по течению небольшую щепку и засеките время, за которое она доплывет до второго конца веревки. Рассчитайте скорость течения на данном участке.
3. С помощью термометров определите температуру воздуха, а затем воды (опустите термометр в воду по крайней мере на 5 минут; если возможно, прочитайте показания на шкале пока термометр еще в воде). Сравните со шкалой оптимальных значений. Сделайте вывод.
4. Измерьте количество кислорода в воде. Запишите результаты и не забудьте проставить обозначение (мг/л или ppm). Сравните со шкалой оптимальных значений. Сделайте вывод.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие другие организмы чувствительны к уровням растворенного кислорода?
2. Какая взаимосвязь между климатическими условиями, которые вы отметили, и измеренным уровнем растворенного кислорода в воде?