Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
1. Постарайтесь хорошо рассмотреть рыбу, зарисуйте, указав отличительные особенности.
2. Сделайте описание (размер, окраска, характерные особенности).
3. Определите вид с помощью полевого определителя (если возможно) или семейство исследуемой рыбы, а также половую принадлежность.
Примечание: если вид живой рыбы трудно идентифицировать, пройдите вдоль берега, наверняка вам попадется мертвая рыбы, также определите, опишите и зарисуйте ее.
4. Запишите количество особей данного вида на промежутке ваших наблюдений.
5. Если это идентифицируется, отметьте соотношение между самками и самцами.
6. Укажите значащее поведение, например, выкапывание ям, охрану нерестовых бугров, схватку или попытку пройти через преграду.
7. Местоположение. Зарисуйте участок ручья, на котором вы ведете наблюдение и нанесите на него места, где
наблюдалась активная деятельность рыб и нерестовые бугры.
8. Среда обитания. Опишите участок ручья, где вы проводите наблюдение. По вашему мнению, это хорошая среда для лососей? Почему «да» или «нет»? Если вы не увидели лососей на этом участке, почему, как вы думаете?
9. Отметьте виды антропогенного влияния, если таковые имеются.
Этап 3. Подведение итогов
Вопросы для обсуждения полученных результатов:
1. Почему при описании одного участка реки, получились несколько различающиеся данные, чем это можно объяснить?
2. Какие факторы мешали описанию и подсчету? (солнечные блики, быстрота движения рыбы, не совсем удачный угол обзора и др.)
3. Какой этап работы представлял большую трудность?
Объясните, что для получения объективной картины существует статистическая обработка данных, полученных на одном участке в определенный промежуток времени. Тогда эти значения будут более объективны.
ЗАНЯТИЕ 4. Мини-исследование на участке нерестовой реки
Закрепление знаний и навыков исследовательской работы.
- Провести анализ качества воды нерестовой реки по нескольким показателям.
- Описать видовой состав растительности береговой зоны.