Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
ЗУН: дети должны знать различия между рыбами заводского разведения и местными популяциями, понимать некоторую сложность в принятии решений по управлению рыбными популяциями, приобрести навык высказывать свою точку зрения и выслушивать другие мнения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Приложение 40. Аргументы «за» и «против» искусственного разведения рыб. Скачать.
Приложение 41. Ролевые характеристики игры «Нужны ли рыбоводные заводы?». Скачать.
НОВЫЕ СЛОВА: искусственный и естественный отбор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1. Немного истории ЛРЗ
Учитель: Искусственное рыбоводство зародилось во Франции в 1420 году, и их опыт распространился по всей Европе. Первый ЛРЗ был построен на Сахалине во времена японской оккупации в 1912 году на р. Асанай. С 1924 по 1943 год японские рыбопромышленники построили 21 рыбоводное предприятие разной мощности с закладкой от 1 до 30 миллионов икринок. На японских рыбоводных предприятиях наблюдался очень большой отход икры за время инкубации. С тех пор очень многое изменилось. Считается, что сейчас на Сахалине ЛРЗ работают эффективно и дают значительную долю продукции промыслового рыболовства. В 2003 году, например, ЛРЗ Сахалинской области всего заложили: горбуши - 299,1 млн, кеты - 294,5 млн, кижуча - 7,2 млн, симы - 2,0 млн (источник информации - ФГУ «Сахалинрыбвод»). Другие виды разводят только в порядке эксперимента. Выпуск молоди в среднем составляет 92% от закладки.
Этап 2. Как работает ЛРЗ
Учитель: После возврата из океана в реку, когда лососи готовы к нересту, их убивают ударом по голове. Икру отбирают из самок с помощью специальных ножей. Молоки (сперму) выдавливают из самцов. Затем икру и молоки соединяют для оплодотворения. Оплодотворенную икру помещают в инкубатор для дальнейшего развития. За условиями на заводе ведется наблюдение, чтобы быть уверенными, что икра развивается в нужном режиме. Через 6 недель икра становится упругой на ощупь. В это время можно отделить мертвые икринки, что бы предотвратить распространение бактерий на живую икру. После выклева личинок, их помещают в бассейны для подращивания.
Этап 3. Аргументы «за» и «против» искусственного разведения рыб
Учитель: Вы изучили влияние различных факторов на выживаемость лосося в естественных условиях. Вспомните экскурсию на завод. Проанализируйте аргументы в пользу искусственного разведения рыб (Приложение 40).
Вопросы для обсуждения:
1. Проанализируйте, каких факторов внешней среды, на каких этапах жизненного цикла удается избежать при искусственном воспроизводстве лосося?
2. Какое влияние это оказывает на выживаемость и численность популяции?
3. С каким серьезным фактором, вызывающим массовую гибель, сталкиваются на ЛРЗ? (инфекционные заболевания)