Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

ЗУН: дети должны знать различия между рыбами заводского разведения и местными популяциями, понимать некоторую сложность в принятии решений по управлению рыбными популяциями, приобрести навык высказывать свою точку зрения и выслушивать другие мнения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Приложение 40. Аргументы «за» и «против» искусственного разведения рыб. Скачать.

Приложение 41. Ролевые характеристики игры «Нужны ли рыбоводные заводы?». Скачать.

НОВЫЕ СЛОВА: искусственный и естественный отбор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1. Немного истории ЛРЗ

Учитель: Искусственное рыбоводство зародилось во Франции в 1420 году, и их опыт распространился по всей Европе. Первый ЛРЗ был построен на Сахалине во времена японской оккупации в 1912 году на р. Асанай. С 1924 по 1943 год японские рыбопромышленники построили 21 рыбоводное предприятие разной мощности с закладкой от 1 до 30 миллионов икринок. На японских рыбоводных предприятиях наблюдался очень большой отход икры за время инкубации. С тех пор очень многое изменилось. Считается, что сейчас на Сахалине ЛРЗ работают эффективно и дают значительную долю продукции промыслового рыболовства. В 2003 году, например, ЛРЗ Сахалинской области всего заложили: горбуши - 299,1 млн, кеты - 294,5 млн, кижуча - 7,2 млн, симы -    2,0 млн (источник информации - ФГУ «Сахалинрыбвод»). Другие виды разводят только в порядке эксперимента. Выпуск молоди в среднем составляет 92% от закладки.

Этап 2. Как работает ЛРЗ

Учитель: После возврата из океана в реку, когда лососи готовы к нересту, их убивают ударом по голове. Икру отбирают из самок с помощью специальных ножей. Молоки (сперму) выдавливают из самцов. Затем икру и молоки соединяют для оплодотворения. Оплодотворенную икру помещают в инкубатор для дальнейшего развития. За условиями на заводе ведется наблюдение, чтобы быть уверенными, что икра развивается в нужном режиме. Через 6 недель икра становится упругой на ощупь. В это время можно отделить мертвые икринки, что бы предотвратить распространение бактерий на живую икру. После выклева личинок, их помещают в бассейны для подращивания.

Этап 3. Аргументы «за» и «против» искусственного разведения рыб

Учитель: Вы изучили влияние различных факторов на выживаемость лосося в естественных условиях. Вспомните экскурсию на завод. Проанализируйте аргументы в пользу искусственного разведения рыб (Приложение 40).

Вопросы для обсуждения:

1.    Проанализируйте, каких факторов внешней среды, на каких этапах жизненного цикла удается избежать при искусственном воспроизводстве лосося?

2.    Какое влияние это оказывает на выживаемость и численность популяции?

3.    С каким серьезным фактором, вызывающим массовую гибель, сталкиваются на ЛРЗ? (инфекционные заболевания)


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить