Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
- Познакомиться с типичными паразитами лососёвых.
- Повторить внутреннее строение рыбы на примере лосося.
ЗУН: дети должны знать и понимать явление паразитизма в животном мире, уметь объяснить особенности взаимоотношений паразит - хозяин, приобрести навык препарирования рыбы и уметь выполнять простейшие замеры: рост, вес.
ОБОРУДОВАНИЕ: определитель лососёвых рыб, горбуша (или любой другой промысловый лосось), нож, скальпель, чашка Петри, стаканчик с водой, лупа, пипетка, препаровальная игла, пинцет, весы для взвешивания рыбы,линейка, измерительная лента.
Приложение 38. Раздаточный материал «Паразиты лососёвых рыб». Скачать.
Приложение 39. Измерение и описание рыб. Скачать.
НОВЫЕ СЛОВА: трофические отношения, паразит, хозяин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1. Взаимоотношения организмов. Паразитизм
Учитель: Взаимоотношения между организмами очень разнообразны. Больше всего вам знакомы отношения хищник - жертва, так как человек по своей природе тоже хищник. Это трофические взаимоотношения, т.е. пищевые. И как бы ни жалко нам было зайца, которого догнала лиса, или горбуши, которую поймал медведь, надо понять, что эти взаимоотношения играют огромную роль в биосфере, определяя круговорот веществ. Самый существенный результат трофических взаимодействий в экосистеме - сдерживание роста численности видов, способных размножаться в геометрической прогрессии.
Сегодня речь пойдет тоже о трофических взаимодействиях, которые можно описать стихотворением:
Под микроскопом он открыл, что на блохе,
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той - блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка... - и так ad infinitum, т.е. без конца.
Как вы понимаете слова данного четверостишия? (это явление паразитизма)
Отношения паразит - хозяин имеют характерные отличия:
1. Паразит в течение всей своей жизни нападает всего на одну особь (редко на многих) и поедает только часть вещества своей жертвы (хозяина); паразит причиняет хозяину вред, но очень редко приводит к его быстрой гибели.
2. Паразит обязательно живет (постоянно или временно) в теле (эндопаразиты) или на поверхности тела (эктопаразиты) своего хозяина, поэтому обычно паразиты намного мельче хозяев.
3. Паразит гораздо теснее связан со своим хозяином, чем хищник с жертвой. Это результат естественного отбора и узкой специализации видов.
Этап 2. Практическая работа «Паразиты тихоокеанских лососей»