Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Места обитания лосося», плакат «Жизненный цикл тихоокеанского лосося».

Приложение 15. Особенности жизненного цикла лососёвых рыб. Скачать.

Приложение 16. Места обитания лососей в разные периоды жизни. Скачать.

Приложение 17. Видеофрагмент «Жизненный цикл тихоокеанского лосося». Скачать.

НОВЫЕ СЛОВА: основное русло, мелководье, перекат, плес, заводь, подкаменка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1. Повторение

Начать урок с просмотра видеофрагмента «Жизненный цикл тихоокеанского лосося».

Этап 2. Сравнение жизненных циклов разных видов лососёвых

Учитель: Вы видите, что стадии жизненного цикла разных видов лососей сходны. Все они нагуливаются в море, а на нерест заходят в пресные воды. Почему всем хватает места, и из года в год поддерживается численность популяций. Какие взаимоотношения возникают между разными видами в одной реке? Сегодня нам предстоит это выяснить.

Используя материал об особенностях жизненного цикла видов (Приложение 15), поэтапно заполняйте таблицу (Приложение 16). В процессе работы с таблицей используйте интересные факты из жизни рыб, которые помогут разнообразить работу.

Последовательность работы:

1. Отметьте сроки нереста (захода в реку) разных видов.

Составьте календарь нереста для видов, характерных для вашего региона. Как вы думаете, могут ли виды, заходящие позже, разрушать нерестовые бугры своих предшественников? Чтобы это выяснить, давайте посмотрим, какие места предпочитает каждый вид.

2.    Опишите предпочитаемые места нереста каждого вида.

Что вы видите? Даже в одной реке условия на разных ее участках во многом различаются, и каждый вид имеет свои предпочтения к скорости течения, температуре, содержанию кислорода, глубине. Речку осенью можно сравнить с многоэтажным домом, где у каждого своя квартира.

Объясните понятия перекат, плес, заводь, используя словарь, и найдите эти места на фотографии реки. Дети могут поделиться своими ощущениями, если они были на таких участках реки.

А бывают здесь случаи: «разбойного нападения» или «мирного сожительства»?

3.    Определите период до выклева эмбрионов и отметьте сроки выхода из нерестового бугра.

Примечание: сроки развития икры зависят от температуры воды.

4.    Выясните продолжительность пребывания видов в пресной воде. Сравните продолжительность пресноводного периода.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить