Программа для дошкольных учреждений и начальной школы "Капелька"

Оглавление

Содержание материала

Дети: Лососи идут на нерест вверх по реке против течения. Свою реку рыба находит по запаху. Это явление называется хоминг

Воспитатель: И сегодня Капелька снова покажет нам фильм о лососе. Мы увидим, какое место лосось выбирает для нереста и как он строит гнездо.

После просмотра ролика Капелька делает комментарии и отвечает на вопросы детей, используя фрагменты из сказки.

Фрагмент сказки "История про Капельку и ее друзей":

Лососи поднимаются в верховья и притоки рек, где слабое течение, река мелкая, но чистая, с дном из камешков разного размера. Здесь когда-то их родители, сделав гнезда, отложили икру.

Меняется окраска рыб и внешний вид. Они надевают брачный наряд. У всех лососей брачный наряд яркий - все тело или его части становятся яркими и красными. У самцов тихоокеанских лососей появляется горб на спине, крючковатые челюсти и острые клыки. Смягчаются мышцы, грубеет кожа, глаза покрываться белым налетом, от столкновений с камнями, корягами и мусором их тело покрыто ранами, плавники и хвост изнашиваются. Но ничего изменить нельзя - так задумано природой.

Самки лосося выбирают место, где сочетаются чистая галька, подходящая глубина и хорошее течение для подачи кислорода. Затем они роют гнездо: повернувшись боком, они делают размашистые волнообразные движения хвостом, проверяют глубину гнезда, «приседая» над ним. Самцы окружают гнездо, а главный самец ухаживает за самочкой и отпугивает соперников. Он кусается и атакует их, держа на расстоянии. Потом самка замирает над гнездом и начинает раззевать рот, как при зевоте. Рядом ложится самец, и оба начинают быстро трясти хвостами и выпускать икру и молоки.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Предложить детям сделать макет нерестилища. Воспитатель показывает детям материалы, разложенные в отдельных емкостях, из которых они будут изготавливать дно реки - песок, гравий (диаметр 1-10 мм), гальку (диаметр 1-10 см) и 1-2 небольших валуна (диаметр 10-100 см). На дно таза выкладывается песок, затем гравий, затем галька. На одном фрагменте дна должен быть оголен песок. В произвольном месте положить валуны. Затем таз заполняется водой на 20-25 см - место для нереста неглубокое.

Воспитатель обращает внимание детей, что там, где песок не накрыт галькой, вода становится мутной. Он просит детей сделать предположение, в каком месте лосось будет строить свое гнездо, и объяснить свой выбор. Дети замечают, что валун мешает рыть гнездо.

ИГРОВОЙ БЛОК

Подвижная игра «Шарики в гнезде»

Стульчики расставить таким образом, чтобы образовался небольшой круг. Дети играют по 6-10 человек. Группу детей разделить на две команды: одна команда охраняет «икринки» - забрасывает их назад в гнездо, другая разоряет гнездо, то есть выбрасывает «икринки» из гнезда. Первая группа должна охранять гнездо от второй. Затем дети могут поменяться местами. Игра начинается и заканчивается по команде ведущего.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить