Программа для дошкольных учреждений и начальной школы "Капелька"

Оглавление

Содержание материала

•    ознакомить с антропогенными угрозами местам обитания и численности лососей,

•    содействовать осознанию причастности человека к миру природы.

Мы не указываем здесь развивающие и воспитывающие задачи, поскольку познание нового, активное экспериментирование, отражение своих знаний в творчестве и игре будут формировать и воспитывать определенные качества ребенка.

Программа в целом и каждое занятие в отдельности состоят из трех видов активности: познавательной,
экспериментальной и игровой.

Познавательный блок занятия строится на фрагменте сказки «Капелька и ее друзья», которая последовательно знакомит детей с понятием круговорота воды в природе (вводные занятия проводятся исходя из возможностей и приоритетов педагога), экологией бассейна реки и качеством воды, с видами лососей Сахалинской области, стадиями жизненного цикла лосося и влиянием деятельности человека на жизнь лососей. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное желание детей поиграть, принять участие в обсуждении или диалоге с героями сказки.

Экспериментальный блок (ЭБ) включает в себя лабораторные, творческие и практические занятия. В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть, выделять и решать проблемы; ставить цель; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы, предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы. Все это позволяет поддерживать интерес к объекту наблюдения, что, в свою очередь, влечет за собой расширение и обогащение знаний детей о родном крае. «Я слышу и забываю, я вижу и помню долго, я делаю и понимаю», - так гласит китайская пословица.

Блок игровой деятельности (ИБ) предлагает подвижные и интеллектуальные игры, инсценировки, экологические праздники, экскурсии, викторины. Предложенные игры могут проводиться в любое удобное время для педагога. Включение элементов ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дети быстрее усваивают новый материал или закрепляют ранее полученные знания.

Автор полагает, что историю Капельки можно использовать с четырехлетнего возраста один раз в неделю в течение 20 минут. В раннем возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать предпосылки для формирования познавательной активности и посильной деятельности.

На пятом году жизни занятия предпочтительней проводить 2 раза в неделю по 25 минут. В этот период более отчетливо проявляются элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе, к определен ным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе, умение прослеживать сюжетную линию.

Для шестилеток проводить занятия можно 2-3 раза в неделю по 30-35 минут, поскольку дети уже могут усваивать больший объем информации, и у них формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить