Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

6.    Определите качество воды по классификации Вудивисса. Для определения качества воды учитывайте только видовое разнообразие беспозвоночных независимо от участка сбора.

7.    Обсудите полученные результаты.

Где на ручье вы нашли большее количество макробеспозвоночных?

Какой вид связи в пищевой цепи могли бы обеспечить водные насекомые? Какие беспозвоночные вам встретились - травоядные, плотоядные или детритоядные (питающиеся мертвыми остатками)?

Этап 4. Изучение растительного сообщества поймы реки

Для занятия выбрать участок реки с проточной водой. Желательно, чтобы неподалеку располагался переувлажненный или заболоченный участок, старица, чтобы сравнить растительные сообщества различных экологических форм. Также проведите наблюдения на участке берега реки с высокотравьем. Во время выполнения работы вносите полученные результаты в таблицу (Приложение 59). Полученные данные - ценный материал для многолетнего мониторинга выбранной местности.

Порядок работы:

1. Определение растений.

Выберите участок вдоль ручья (50-100 м). Распределите детей на группы и предложите каждой группе по очереди обследовать два выбранных участка - берег реки с проточной водой и берег водоема со стоячей водой. Определите растения и отметьте их жизненные и экологические формы.

2.    Определите режим увлажнения берегов по видам-индикаторам с использованием полевого определителя. Сделайте вывод о благоприятности условий в реке для нереста. Обсудите, какие участки предпочитают растения группы высокотравья.

3.    Определите кислотность почвы на участке. Для этого необходимо сделать почвенную вытяжку: высушите образец почвы, предварительно убрав инородные предметы; залейте 1,0-процентным раствором хлорида калия в соотношении 5:2 (5 мл хлорида калия на два грамма почвы), перемешайте в течение 3-5 минут, отфильтруйте через бумажный фильтр. Далее определите кислотность вытяжки. Обсудите отношение растений к кислотности почвы.

Этап 5. Наблюдение за лососями. Учет численности

Рассмотрите топографическую карту места проведения экскурсии. Определите место, где вы находитесь. Выберите участок реки, где можно провести наблюдение за ходом рыбы. На карте должно быть обозначено место, где есть небольшой порог или перекат, чтобы удобно было считать. Выполните наблюдения и заполните форму (Приложение 60).

Порядок работы:

1.    Укажите, на каком участке реки проводится наблюдение. Опишите его ширину, глубину, затененность и пр.

2.    Определите вид рыбы.

3.    Понаблюдайте за поведением рыбы, обсудите его особенности. Отметьте места скопления рыбы. Какие это участки реки?


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить