Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

3.    Как вы думаете, меняется ли уровень растворенного кислорода?

4.    Почему уровень может измениться?

5.    Используя рН-тесты (измерение активности ионов водорода), определите, какая вода в ручье: кислая, щелочная или нейтральная. Какой интервал рН оптимален для лососей? Сделайте вывод: что может повлиять на изменение уровня рН в ручье?

6.    Мутность показывает, насколько чиста вода. Мы будем обсуждать, как мутность связана с отложениями в ручье. Если ваши измерения (Приложение 61) показали высокую степень мутности, как вы думаете, что могло быть источником мутности? Опишите природное влияние/антропогенное действие, которое могло вызвать высокий уровень мутности? Можно ли что-то сделать, чтобы уменьшить уровень мутности на участке?

7.    Повторите наблюдения на нескольких участках, выбранных заранее, и занесите данные в таблицу (Приложение 57).

8.    Обсудите полученные результаты, постарайтесь объяснить причины различия в показателях на разных участках реки, если они будут наблюдаться.

Этап 3. Изучение состава бентоса

Данный этап подкрепляет сведения о качестве воды и видах организмов, обитающих в ручье с конкретным состоянием вод. Ученики отбирают пробы макробеспозвоночных в ручье и используют эту информацию для оценки состояния ручья как среды обитания лососёвых рыб.

Пороги (стремнины), заводи (плесы), затоны - это обычные места облова в ручьях, через которые можно перейти вброд. Перекаты - это первостепенные места обитания, где проводится отбор проб при обследовании водотока. Перекаты - мелководные участки со средним или быстрым течением, где субстратом является смесь гравия, булыжников и гальки.

Чтобы получить достоверные сведения о состоянии нерестовой реки, желательно взять пробы беспозвоночных на тех же участках, что и пробы по качеству воды, например, на плесе и перекате. Одной пробой на выбранном участке считается объединенный забор у обоих берегов и посередине реки. Все беспозвоночные объединяются, и данные заносятся в бланк (Приложение 58).

Порядок работы:

1.    Отбор проб водных макробеспозвоночных.

Поставьте сачок по течению вплотную ко дну, выберите в ведро крупные камни и палкой взмутите грунт. Проверьте содержимое сачка, выберите беспозвоночных. Осмотрите камни, на них также могут быть различные организмы.

2.    Воспользуйтесь таблицей для определения беспозвоночного. Зарисуйте разные экземпляры.

3.    Посчитайте количество каждого вида, данные занесите в таблицу.

4.    Выполните то же самое на следующем участке реки.

5.    Соотнесите состав беспозвоночных с условиями различных участков. Выявили ли вы беспозвоночных, предпочитающих плес или перекат?


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить