Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

ЗАДАЧИ

-    Показать важность фольклора в культуре любого народа.

-    Познакомиться с мифами и сказаниями коренных народов, связанных с лососем.

-    Познакомиться с народными промыслами коренных народов Сахалинской области.

-    Учиться рассказывать и слушать.

ЗУН: учащиеся должны знать, что в культурах многих народов, находящихся далеко от центральных районов человеческой цивилизации, нет разграничений между людьми, животными, материальным и духовным миром; характерно это и для культур коренных американских индейцев и сахалинских аборигенов; учащиеся должны понимать огромное значение природных ресурсов, например лососей, для прибрежных племен; должны знать некоторые ритуалы, рассказы и традиции, связанные с лососем.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас Сахалина и Курил.

Презентация 7. Лососёвая культура. Скачать.

Приложение 42. Исторические сведения о жизни коренных народов Сахалинской области. Скачать.

Приложение 43. Образ лосося в художественном творчестве коренных народов. Мифы и легенды. Скачать.

НОВЫЕ СЛОВА: нивхи, айны, уильта, нанайцы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1. Аборигены Сахалинской области

Напишите на доске эпиграф: «Человеческое существование не может быть бесцеремонным. В конце концов, человек - одна крошечная часть великого мира природы».

Учитель: Кому принадлежит лосось? В прошлом лосось был главным пищевым ресурсом коренных народов Сахалина, Японии, Америки.

Познакомьте ребят с коренными жителями Сахалина. Используя Приложение 42, изучите места их поселений.
Объясните их приуроченность (привязанность) к речным долинам.

Примечание: до проведения этого занятия посетите краеведческий музей, чтобы у детей сложилось впечатление о жизни и быте традиционных народов. Если такой возможности нет, используйте литературный краеведческий материал.

Этап 2. Знакомство с мифами и сказками

Предложите для чтения мифы и легенды народов Сахалина и американских индейцев, посвященных лососю (Приложение 43). Распределите материал между детьми. Дайте время на подготовку. Пусть ребята прочитают самостоятельно сказки и подготовятся пересказать остальным.

Обратите внимание на то, что в то время мифы и легенды передавались из поколения в поколение с помощью рассказа. Надо быть интересным рассказчиком, чтобы тебя слушали и не растерять содержание. Легенды и мифы часто рассказывали вечером у костра, когда была закончена работа. Создайте атмосферу таинственности - зажгите свечи.

Этап 3. Подведение итогов


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить