Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

Береговая растительность предоставляет кров для водных и наземных животных. Тень от береговой растительности смягчает температуру воды и воздуха. Растительность ограничивает загрязнение воды, способствует медленному течению, фильтрует и собирает большое количество отложений и древесных остатков. Нерегулируемые отложения могут погубить рыбу и разрушить нерестилища.

Рассмотрите и обсудите функции растительного покрова по таблице.

Функции береговой растительности по отношению к водным экосистемам

Береговая растительность

Участок

Компонент

Функция

Над землей
Над руслом

Растительный полог и стебли

Контроль температуры посредством тени
Источник крупных и мелких древесных остатков
Источник наземных насекомых

В русле

Крупные древесные остатки
от береговой растительности

Контроль направления воды и отложений
Создание структуры реки - ямы, пороги, укрытия
Субстрат для биологической активности

На берегах
русла

Корни

Укрепление берегов

Создание берегового навеса - укрытий

Пойма

Корни и нижний ярус

Задержка движения осадков и плывущих в потоке органических остатков

Этап 2. Экологические группы растений

Предложите детям фотографии различных растений и попросите объединить в группы по какому-либо признаку. Наверняка они выделят деревья, кустарники и травы (жизненные формы). Познакомьте детей с экологическими группами прирусловых растений с использованием презентации и словаря (Приложение 44). Пусть дети приведут свои примеры знакомых им растений.

Этап 3. Работа с гербарием

Разделите детей на группы, раздайте гербарий.

Задание: Попробуйте узнать полученное растение. Воспользуйтесь определителем, если не знаете растение. Найдите описание этого растения. Подготовьте сообщение о нем.

«Постройте» лес прирусловой зоны по ярусам. Ребенок выходит со своим растением, демонстрирует его, коротко сообщает сведения о нем, определяет его место у реки. Обратите внимание на сахалинские лианы.

Этап 4. Растения - индикаторы качества нерестилищ

Вопрос для обсуждения:

- Как вы думаете, могут ли растения быть биоиндикаторами каких-то показателей?

Учитель: Изучение растений может помочь открыть многие тайны экосистемы. Растениям нужны солнечный свет, определенная температура, влага, питательные вещества и почвенные условия для прорастания (всхода), роста и размножения. 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить