Программа для средней школы "Лососевый дозор"

Оглавление

Содержание материала

ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1. Повторение

Проверьте усвоение материала предыдущего занятия, используя Приложение 20. Разрешите детям пользоваться таблицей толерантности (Приложение 18).

После окончания работы обсудите последний вопрос задания вместе: «При заходе в реку рыба гибла, не успевая отложить икру. Что на ваш взгляд могло послужить тому причиной?»

Вероятнее всего в качестве причины дети назовут «тепловой шок» при высокой температуре воды. Вспомните эксперимент с золотой рыбкой: при повышении температуры учащалось дыхание, значит, в этих условиях на жизнедеятельность должно затрачиваться больше кислорода.

Этап 2. Практическая работа «Зависимость содержания кислорода в воде от температуры»

Как взаимосвязаны между собой эти два фактора? Проверим экспериментально.

Цель работы: Определить, как изменяется содержание кислорода с увеличением температуры воды.

Последовательность работы:

1.    Возьмите емкость, залейте ее холодной водопроводной водой, сразу возьмите пробу для определения содержания кислорода и измерьте температуру.

2.    Емкость поместите на яркий солнечный свет (или к нагревательному прибору). Когда температура поднимется на 5-10 градусов, повторите замеры. Сделайте вывод.

3.    Охлаждайте воду с помощью льда. Возьмите трубку для коктейля и продувайте воду (или используйте аквариумный компрессор). Замерьте содержание кислорода.

4.    Обсудите, какие факторы способствуют растворению кислорода в речной воде? Для этого можно использовать фотографии реки или видеофрагмент, где вы можете увидеть, что течение реки неоднородно, оно замедляется на ровных участках и ускоряется на плесах и перекатах. Бурлящая вода насыщается кислородом воздуха.

Используя Приложение 21, обсудите толерантность разных организмов к растворенному в воде кислороду и зависимость количества растворенного кислорода от температуры.

Сделайте вывод: факторы тесно взаимосвязаны и действуют на организмы не по одному, а комплексно. Изменение одного фактора влечет за собой изменение другого.

5.    Измерьте рН образцов воды с помощью рН-теста.

Важнейшим показателем для водных обитателей является кислотность среды. В воде содержатся Н+ (водород) ионы и ОН- (гидроксил) ионы. Используя рН-тесты (измерение активности ионов водорода), мы можем определить, какая вода: кислая, щелочная или нейтральная. Шкала включает значения рН от 0 до 14. Деионизированная, бедная ионами вода содержит равное количество водородных и гидроксильных ионов и считается нейтральной (рН=70). Если ионов Н+ больше, то вода будет иметь кислую реакцию рН < 7. Если в пробе больше гидроксильных ионов, то вода имеет щелочную реакцию рН > 7. Необходимо помнить, что при измерении рН на единицу основность или кислотность возрастает в 10 раз.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить