Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1. Повторение
Проверьте усвоение материала предыдущего занятия, используя Приложение 20. Разрешите детям пользоваться таблицей толерантности (Приложение 18).
После окончания работы обсудите последний вопрос задания вместе: «При заходе в реку рыба гибла, не успевая отложить икру. Что на ваш взгляд могло послужить тому причиной?»
Вероятнее всего в качестве причины дети назовут «тепловой шок» при высокой температуре воды. Вспомните эксперимент с золотой рыбкой: при повышении температуры учащалось дыхание, значит, в этих условиях на жизнедеятельность должно затрачиваться больше кислорода.
Этап 2. Практическая работа «Зависимость содержания кислорода в воде от температуры»
Как взаимосвязаны между собой эти два фактора? Проверим экспериментально.
Цель работы: Определить, как изменяется содержание кислорода с увеличением температуры воды.
Последовательность работы:
1. Возьмите емкость, залейте ее холодной водопроводной водой, сразу возьмите пробу для определения содержания кислорода и измерьте температуру.
2. Емкость поместите на яркий солнечный свет (или к нагревательному прибору). Когда температура поднимется на 5-10 градусов, повторите замеры. Сделайте вывод.
3. Охлаждайте воду с помощью льда. Возьмите трубку для коктейля и продувайте воду (или используйте аквариумный компрессор). Замерьте содержание кислорода.
4. Обсудите, какие факторы способствуют растворению кислорода в речной воде? Для этого можно использовать фотографии реки или видеофрагмент, где вы можете увидеть, что течение реки неоднородно, оно замедляется на ровных участках и ускоряется на плесах и перекатах. Бурлящая вода насыщается кислородом воздуха.
Используя Приложение 21, обсудите толерантность разных организмов к растворенному в воде кислороду и зависимость количества растворенного кислорода от температуры.
Сделайте вывод: факторы тесно взаимосвязаны и действуют на организмы не по одному, а комплексно. Изменение одного фактора влечет за собой изменение другого.
5. Измерьте рН образцов воды с помощью рН-теста.
Важнейшим показателем для водных обитателей является кислотность среды. В воде содержатся Н+ (водород) ионы и ОН- (гидроксил) ионы. Используя рН-тесты (измерение активности ионов водорода), мы можем определить, какая вода: кислая, щелочная или нейтральная. Шкала включает значения рН от 0 до 14. Деионизированная, бедная ионами вода содержит равное количество водородных и гидроксильных ионов и считается нейтральной (рН=70). Если ионов Н+ больше, то вода будет иметь кислую реакцию рН < 7. Если в пробе больше гидроксильных ионов, то вода имеет щелочную реакцию рН > 7. Необходимо помнить, что при измерении рН на единицу основность или кислотность возрастает в 10 раз.