Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
Примечание: вы можете использовать золотую рыбку или другой вид аквариумных рыб, главное, чтобы было хорошо видно движение жаберных крышек. При выборе рыбки, узнайте пределы ее толерантности к температуре, чтобы подобрать правильно температурные границы и не погубить ее.
Последовательность работы:
1. Поместите термометр в стеклянную емкость с аквариумной водой и пересадите в него золотую рыбку. Термометр необходимо прикрепить так, чтобы он не мешал рыбке, а наблюдателям была хорошо видна температурная шкала.
2. Внимательно наблюдайте за рыбкой. Смотрите, как двигаются жаберные пластинки по обеим сторонам головы, как открывается и закрывается рот.
Вопросы для обсуждения:
1. Как скоординированы движения рта и жаберных пластинок?
2. Объясните, как происходит дыхание?
3. Какой газ поступает из воды в кровь рыбы?
4. Когда вода проходит через жабры, какой газ поступает из крови в воду?
5. Опишите поведение рыбки.
3. Понаблюдайте за рыбкой. Посчитайте, сколько раз жаберные пластинки закрываются и открываются в течение 15 секунд. Посчитайте еще раз, чтобы быть уверенным в правильности подсчета. Запишите результаты в таблицу:
15 секунд |
5 °C |
10 °C |
15 °C |
20 °C |
25 °C |
Подсчет 1 |
|||||
Подсчет 2 |
|||||
Среднее |
|||||
Среднее (класса) |
Поместите емкость с рыбкой в емкость большего размера со льдом или снегом. Чтобы ускорить охлаждение, в лед (а не в воду с рыбкой) добавьте соль, это ускорит его таяние. Таким образом, доведите температуру воды до 5 градусов по Цельсию, затем уберите емкость со льдом.
Посчитайте, сколько раз жаберные пластинки открываются и закрываются в течение 15 секунд. Повторите. Запишите ваши наблюдения в таблицу. Отмечайте поведение рыбки при разных температурах.
Поместите емкость с рыбой в емкость с теплой водой. Доведите температуру воды до 10 °С. Посчитайте движения жаберных пластинок за 15 секунд. Повторите и запишите.
Продолжайте повышать температуру до 15, 20 и 25 °С для фиксирования движений жаберных пластинок.
Примечание: не поднимайте температуру выше 25 °С!
4. Опишите поведение рыбки при привычной для нее температуре. По ходу изменения температуры описывайте поведение рыбки и вносите в таблицу.