Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Лососёвый дозор» представляет собой адаптацию образовательной программы “Salmon Watch”, разработанной организацией «Орегонская форель» и действующей в США уже 15 лет.
Цели программы: побуждение учащихся к пониманию значения диких лососей для природы, культуры и экономики людей; содействие развитию чувства ответственности за сохранение биоразнообразия лососей и их среды обитания.
Адаптированная программа «Лососёвый дозор» составлена с учетом особенностей российской образовательной системы, в которой урок в рамках расписания не позволяет покинуть пределы школы на значительное время. Поэтому она представлена двумя разделами: теоретический курс и полевой практикум.
Теоретический курс, состоящий из 24 занятий, включает теоретический материал и практические работы, которые можно провести в школе в рамках урока продолжительностью 45 минут. Использовать игровые занятия также будет несложно, для этого подойдет спортивная площадка возле школы. В теоретическом курсе запланированы две экскурсии: на речку во время нереста лосося и на рыборазводный завод. По каждому занятию педагогам предоставляется полный объем материала: разработка занятия и приложения к нему, которые содержат теоретический материал для учителя, раздаточный материал для учащихся, необходимые таблицы или схемы.
Полевой практикум предусматривает организацию исследовательской работы в полевых условиях с учениками, освоившими теоретический курс. Для школьников города, живущих далеко от реки, практикум можно организовать летом. В сельских школах, находящихся в непосредственной близости от водоема, эти занятия можно проводить в согласовании с теоретическим материалом, тем самым подкрепляя знания практикой. Если несколько лет подряд проводить практические занятия на одной реке, то можно получить многолетние достоверные результаты о состоянии реки и ее водного бассейна. Это очень ценные сведения, которые могут пригодиться в организации дальнейшего учебного процесса вашей школы. Необходимо также строго следовать мерам по технике безопасности во время занятий: избегать площадок с нерестовыми буграми и иметь спасательные жилеты, если приходится работать в воде выше колен.
Программа «Лососёвый дозор» рассчитана на занятия в рамках дополнительного образования или спецкурса, поэтому, на усмотрение учителя и в зависимости от особенностей организации образовательного процесса учебного заведения, может быть пройдена учащимися как самостоятельная в течение одного года, либо разбита на период с 5 по 10 класс. Материал занятий легко адаптируется в соответствии с возрастом детей. Некоторые разделы можно использовать на уроках краеведения, биологии и экологии в темах, которые позволяют рассматривать изучаемые закономерности на примере лососей.
Кроме предлагаемого материала учитель может на свое усмотрение дополнить программу беседами, экскурсиями, встречами с интересными людьми, интегрированными уроками по следующим темам: