Оглавление
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Комплектация учебно-методического пособия
- Раздел 1. Теоретический курс. Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Все страницы
Программа для средней школы "Лососевый дозор"
Оглавление
Содержание материала
- Обложка
- Пояснительная записка
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
- Содержание программы
- ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ 2
- Названия занятий теоретического курса
- Комплектация учебно-методического пособия
- Страница 9
- Страница 10
- Страница 11
- Страница 12
- Занятие 2.
- Страница 14
- Занятие 3.
- Страница 16
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 7.
- Занятие 8.
- Занятие 9.
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Занятие 10.
- Занятие 11.
- Занятие 11.
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- Занятие 14.
- Занятие 15.
- Занятие 16.
- Занятие 17.
- Занятие 17.
- Занятие 18.
- Занятие 18.
- Занятие 19.
- Занятие 19.
- Занятие 20.
- Занятие 20.
- Занятие 21.
- Занятие 21.
- Занятие 22.
- Занятие 22.
- Занятие 23-24.
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Раздел 2. Полевой Практикум
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 1.
- Занятие 2.
- Занятие 3.
- Занятие 3.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 4.
- Занятие 5.
- Занятие 5.
- Занятие 6.
- Занятие 6.
- Все страницы
Примечание: лучше использовать те запахи, которые нельзя узнать по названию, чтобы во время урока учащиеся держали в памяти именно запах, а не его название. Попытайтесь избежать внешних различий между стаканчиками, чтобы учащиеся не имели подсказок во время поиска «родного потока».
2. Запомните запах «своего» водотока. Теперь имитируем процесс, когда смолты покидают дом и уходят в океан. Можно выйти из класса и организовать в другом месте просмотр видеофрагмента (Приложение 14). Обсудите, какие опасности могут возникнуть во время миграции лосося.
3. Пока дети заняты, вы или ваш помощник меняете местами все «родные водотоки» в классе. Поскольку конструкции одинаковы, ученики, скорее всего, не смогут определить свой «родной водоток» визуально. Когда для учащихся придет время возвращаться в «родные водотоки», позовите их в классную комнату и попросите найти свой «родной водоток» с помощью обоняния.
4. Обсудите вместе впечатления детей: что вы почувствовали, когда, наконец, нашли «родной водоток»?
Этап 4. Нерестовое поведение тихоокеанских лососей
Учитель: После долгого и трудного подъема вверх по течению реки, когда выбрано место, свершается самое главное событие в жизни лосося - нерест.
Вот как описывает сложное нерестовое поведение сахалинский ученый, доктор биологических наук Феликс Рухлов (Приложение 13). Обратите особое внимание на необходимые условия грунта.
Этап 5. Просмотр фильма «Андромная миграция и нерест лосося»
Этап 6. Подведение итогов
Обсудите значение гибели лосося.
Биологическая целесообразность гибели лососей в том, что они обеспечивают кормовую базу для своей молоди. Трупами рыб питаются личинки ручейников, подёнок, веснянок и других воздушных насекомых, другие водные беспозвоночные, которые в свою очередь будут служить кормом для молоди лососей.
ЗАНЯТИЕ 5. Сравнение жизненных циклов разных видов лососёвых
ЦЕЛЬ
Рассмотрение различий в жизненных циклах представителей Семейства Лососёвых
ЗАДАЧИ
- Сравнить стадии жизненного цикла разных видов лососёвых.
- Выяснить, почему ослаблена конкуренция между видами, нерест которых происходит в одних и тех же водоемах.
- Познакомиться с интересными особенностями биологии некоторых видов.
ЗУН: дети должны знать особенности жизненных циклов разных видов, плодовитость, предпочитаемые места нереста, особенности питания речной и морской стадии, уметь объяснить взаимоотношения между видами одних местообитаний и причины сглаживания конкуренции.